вторник, 4 февраля 2014 г.

Огюст Конт
 (1798–1857) – французский социальный философ, создатель философии позитивизма, основоположник социологии как самостоятельной науки.
Родился 19 января 1798 в Монпелье в семье мелкого сборщика податей. Первоначальное образование получил в лицее родного города, после чего продолжил обучение в Политехнической школе в Париже.
Главной работой Конта, в которой изложены основы его учения, стал 6-томный Курс позитивной философии (1830–1842) В нем разработаны принципы классификации наук, позитивной философии и социологии.
В основу Курса позитивной философии положен «закон трех стадий», которые переживает общество.
Первая (теологическая) стадия характеризуется господством религиозно-мифологического сознания, объяснением причин и сущности вещей посредством сверхъестественных факторов.
На второй (метафизической) стадии, наступившей в 14 в., люди по-прежнему стремятся постичь первопричины и сущности, но теперь объясняют их при помощи абстрактных понятий, оторванных от реальности.
Третья стадия (позитивная), начавшаяся в 19 в., кардинально отличается от первых двух: ученые, наконец, отказываются от бесплодного поиска причин и сущности вещей (эти вопросы являются неразрешимыми, так как их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть), а вместо этого изучают объективные законы, которые выявляются на основе наблюдений, сравнений и экспериментов.
Именно Конт впервые в 1832 употребил сам термин «социология, став, таким образом, ее «крестным отцом». О значении социологии как принципиально новой науки в концепции Конта можно судить по тому, что именно ей были посвящены три последних тома Курса позитивной философии.
По мнению Конта, социология изучает наиболее общие законы, по которым живет человеческое общество как единое целое. Эта наука состоит из двух частей – социальной статики и социальной динамики:
первая раскрывает взаимоотношения между социальными институтами, а
вторая – процессы социальных изменений.
В своих работах Конт впервые попытался систематизировать методы и задачи социологических исследований
В историю Конт вошел, прежде всего, как основоположник новой общественной науки, социологии. Предложенную им концепцию трех стадий рассматривают как подход к формационным теориям.




Герберт Спенсер
 

(1820-1903) — английский философ и социолог.
Спенсер разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.
По степени интеграции Спенсер различает:
простые, сложные, вдвойне сложные общества.
По уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из которых составляет военное общество, а верхний — индустриальное.
Военные общества характеризуются наличием единой системы веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства.
Индустриальные общества, где доминирует экономическая система, характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Здесь не индивид существует для государства, а государство — для индивидов. Спенсер мыслит социальное развитие как движение от военных обществ к индустриальным, хотя в ряде случаев считает возможным и обратное движение — к военным обществам, например в контексте социалистических идей. Впрочем, по мере развития общества становятся все многообразнее и индустриальное общество существует во множестве разновидностей.

Гюстав Лебон

 
(18411931)  знаменитый французский психологсоциологантрополог и историк.
Лебон одним из первых попытался теоретически обосновать наступление «эры масс» и связать с этим общий упадок культуры.
Он полагал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно тогда, когда человек оказывается в толпе. Здесь происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая.
Лебон стал известен тем, что пытался показать то общее, что имеется между положением вещей и закономерностями в психологии масс. Сознание толпы, по Лебону, подвержено импульсам и эмоциям, которые распространяются в нем подобно вирусу: охваченную идеями толпу невозможно остановить. Именно эмоции и являются движущей силой общественной эволюции.
Лебон придавал большое значение религиям, считая их существенно важным элементом любой культуры. Он полагал, что каждый народ имеет свою невидимую душу, находящую выражение в его жизни, искусстве и общественных институтах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий